О работе постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению, регламенту и депутатской этике Курганской городской Думы
Задачи этой комиссии очень многогранны и не слишком известны широкой публике. Мы попросили рассказать о деятельности комиссии её председателя, заместителя председателя Курганской городской Думы Вячеслава Тяжельникова. Он работал ещё в Курганском городском Совете в 1990‑1992 годах и избирался депутатом всех шести созывов городской Думы.
— Вячеслав Михайлович, тематика работы всех остальных пяти депутатских комиссий понятна просто из их названия: ЖКХ, социальная политика и так далее, а вот за что отвечает ваша комиссия?
— Если коротко, то за основные принципы управления нашим городом. Если раскрыть более подробно, то к нашей компетенции относятся в первую очередь рассмотрение проектов решений о внесении необходимых поправок в Устав города Кургана и вопросы организации и развития местного самоуправления. Мы анализируем правоприменительную практику и на основе её мониторинга готовим рекомендации об изменении или признании утратившими силу отдельных решений Курганской городской Думы. Комиссия рассматривает вопросы административно-территориального устройства, проводит мониторинг действующего законодательства по вопросам местного самоуправления и готовит предложения по приведению муниципальных правовых актов в соответствие c новыми федеральными и региональными нормами. В свою очередь и мы имеем возможность инициировать работу над проектами федеральных законов и законов Курганской области. Также в сфере ведения комиссии реализация форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (местные выборы, референдум, публичные слушания, отзыв депутата и так далее).
Ещё одно направление нашей работы — это соблюдение народными избранниками этических норм. В состав нашей комиссии входит шесть депутатов. В 2018 году было рассмотрено 85 вопросов, в том числе 64 проекта решений и 21 комиссионный вопрос.
— Приведите, пожалуйста, пример одного из самых важных вопросов, которые находятся на вашем рассмотрении.
— Сейчас готовятся очередные поправки в Устав города Кургана. Напомню, что речь идёт о численности депутатов Курганской городской Думы VII созыва. Ранее было принято решение, что выборы пройдут по смешанной системе — часть депутатов будет избираться по одномандатным округам, а часть — по единому избирательному округу, включающему всю территорию Кургана. Все предыдущие созывы избирались только по мажоритарным округам, поэтому нечётное число депутатов (их сейчас 25) не вызывало никаких трудностей. Мы посчитали правильным, чтобы число парламентариев, избранных по обеим системам, было равным. Таким образом, мы предлагаем внести изменения в Устав, зафиксировав, что депутатов отныне станет 26.
— А каким образом будут проходить выборы по единому округу?
— Любая политическая партия, которая будет участвовать в выборах, может сформировать 13 групп, одну по каждому избирательному округу, в списке будет несколько фамилий. При подведении итогов выборов, в зависимости от количества голосов, набранных каждой из партий, по специальной системе подсчёта будут определены кандидаты, которые и получат места в городской Думе по единому округу.
— Один из вопросов, решением которого вплотную занималась комиссия, касался создания нормативно-правовой базы для перехода Кургана на «одноглавую» систему управления. Такая система более эффективна?
— Могу выразить лишь своё мнение: принятая ранее «двуглавая» система муниципальной власти не стала более эффективной. Возьмём самый простой пример. Допустим, курганцы обратились к главе города с просьбой благоустроить их двор. Сейчас получается такая цепочка. Глава принимает это обращение. Дальше документы идут в администрацию, поскольку этот вопрос находится в её компетенции. В итоге возникает лишний этап переписки.
При «одноглавой» системе управления глава города будет возглавлять администрацию и решать все хозяйственные вопросы. Дума, в свою очередь, будет утверждать бюджет и контролировать расходы.
— Как вы считаете, в настоящее время у муниципальных органов власти достаточно полномочий для решения вопросов местного значения?
— С моей личной точки зрения, муниципальный уровень власти на 90 процентов — хозяйственный и только на 10 процентов — политический. Для жителей неважно, от какой партии избран депутат. Есть улица, которую надо ремонтировать, и разговор о том, когда, где и как это делать, не может быть предметом политических дебатов. Учитывая наши сложности с бюджетом, мы можем ежегодно обустраивать на каждом из округов только единичные объекты. А делать всё необходимо в комплексе. Поэтому депутатский корпус собирается и совместно с администрацией города определяет приоритетные задачи. Удаётся благоустраивать достаточно большие площади, эта работа ведётся поэтапно, год за годом, и вы можете видеть своими глазами, как преображается город Курган.
— Вы говорили о том, что в ведении вашей комиссии — непосредственное участие населения в вопросах местного самоуправления. Относится ли к этому территориальное общественное самоуправление?
— Разумеется, и вопрос организации ТОС являлся важным направлением деятельности комиссии в 2018 году. Считаю, что достигнуты значимые результаты. В прошлом году были утверждены границы пяти новых территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, — «Пилот», «Заозёрный», «Заозёрный-7», «Микрорайон Увал» и «Заозёрный-2». Таким образом, на сегодняшний день на территории города Кургана действуют 24 ТОС, которые являются надёжными помощниками для муниципальных властей и надёжным оплотом для жителей.
— Подводя итог, поделитесь, пожалуйста, своей оценкой работы комиссии по местному самоуправлению.
— Считаю нашу работу в целом удовлетворительной. Задачи, поставленные на 2018 год, выполнены. В текущем году комиссия продолжит исполнение своих непосредственных задач: мониторинг действующего законодательства по вопросам местного самоуправления, приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов Курганской городской Думы и контроль за соблюдением предусмотренных регламентом процедур организации деятельности муниципального парламента.